вторник, 31 марта 2015 г.

Италия другими глазами. Часть 2: Ватикан

До этого: Ночной Рим
Второй день по плану был посвящен Ватикану. Успеем ли все пройти? Что может поместиться,  на этом маленьком клочке земли? Увидим ли Папу? Какие открытия меня ждут? И еще целая куча вопросов…
Вечером предыдущего дня мы уже  были на главной площади этого маленького государства, любовались его великолепием. Все величие собора и площади уходило в темную бесконечность. В этом было что - то таинственное, притягательное. Всю вечернюю картину  можно описать словами - спокойствие, умиротворённость.
Прибыв утром, поразилась совершенно другой картиной. На площади уже была суета – ходили католические монашки, гвардейцы, туристы разных мастей и возрастов.
Ярко светило солнце, небо было совершенно голубым и безоблачным. А величие уже виделось в белом свете камня, прямоте и стойкости всех строений. Собор и площадь уже занимали все пространство вокруг. Чистота и непоколебимость. 


Вновь перейдя границу, мы встаем в очередь, чтобы попасть в собор. Стоим в очереди минут 5 (преимущество зимнего отдыха; летом стоят в очереди, по словам знающих, около 1 часа, а то и больше), проходим пограничный контроль и попадаем на территорию собора.
На вершину купола Собора Святого Петра можно подняться двумя способами — на лифте и по лестнице. Но мы ведь истинные туристы, мы не ищем легких путей, поэтому мы идем пешком.

Начинается все неплохо - ты бодро поднимаешься по ступенькам, которые становятся все круче и круче, проходы все уже и уже. Останавливаться нельзя, т.к. впереди и сзади тебя идут люди. А ты все идешь и идешь. Ты уже начинаешь теряться во времени, пространстве;  ноги с непривычки начинают болеть, а конца еще даже и не видно. И вот когда уже ты теряешь всякую надежду, что ступеньки когда-либо закончатся, ты выходишь на балкон, который находится внутри купола и смотришь вниз.
Там внизу виден собор внутри, который в плане напоминает крест. Пространство напоминает бездну, обрамленную художественной красотой и солнечными лучами. Люди – движущиеся маленькие точки. Поднимаешь взгляд вверх, и голова начинает кружиться от убранства купола. Шокирующая красота. Рассмотреть все детали не реально.
И дальше опять наверх. Опять ступени, ступени. Туннели становятся наклонными, потеряв прямоту, стараешься не упасть. Резкие ступеньки вверх, и ты понимаешь, что финал рядом. Мы выходим на смотровую площадку собора, расположенную на высоте более 100 метров.

Вечный город как на ладони. Дух захватывает от пейзажа. Хочется скорее все увидеть: море, горы, город. Обегаешь вокруг и понимаешь, что не увидел какие-то детали, и начинаешь метр за метром рассматривать подробнее. Я даже не знаю, сколько времени мы там были, сколько кругов прошли вокруг купола, но хотелось еще и еще заглядывать в каждый уголок Рима. Я стояла, смотрела на эту красоту и думала только о самом хорошем, ведь это самый главный Собор мира и мысли мои улетали вверх, чтобы сбыться.



После основного купола, спускаясь мы остановились на фотосессию на фронтоне Собора. Посмотрели на скульптуры святых, насладились ярким солнышком и другими прекрасными  пейзажами.

Спускаясь, мы решили считать ступеньки, чтобы понять, сколько реально мы прошли.  Мы осилили 496 ступеней вверх и столько же вниз.

Зайдя в собор мы увидели замечательную инсталяцию Рождества. Все фигуры двигались (и люди, и даже маленькие цыплятки), менялись день и ночь. Стоишь и просто глаз, оторвать не возможно.
После праздничной панорамы, поворачиваешь голову и понимаешь, что это не просто собор, а что-то огромное и необъятное.

Первое, что надо посмотреть - это мраморная «Пьета» Микеланджело (её легко заметить по толпе, стоящей вокруг). Она изображает скорбящую Мадонну, которая держит на руках безжизненного Христа. Скульптура находится за стеклом, но и через толстое стекло видны все складки платья Мадонны и тело Христа. Мы долго стоим и обсуждаем, какое нужно иметь мастерство, чтобы высечь из камня такое чудо!!! Я это вижу и получаю эстетический шок.

Идем по собору – скульптуры, надгробия, мозаики, символы папской власти. Во всем может разобраться только кандидат искусствоведческих и исторических  наук, а мы идем и просто наслаждаемся красотой.  В центре собора возвышается алтарь, под ним покоятся мощи святого Петра. Над алтарём бронзовый навес, опирающийся на четыре витые колонны – КРАСОТА. Солнечный свет льется отовсюду и освещает каждый уголок Собора.
 

Стою и представляю, как тут проходит служба. В простые дни собор открыт как для туристов, так и для прихожан. Они спокойно совершают религиозные ритуалы, туристы наслаждаются красотой и историей.
Выходим. Площадь ожила полностью. Сбоку стоит вагончик "Почта Ватикана". Идем туда, чтобы написать и выслать самим себе письма. Тихонько на открытке, которую Ксения отправляет сама себе, приписываю слова, которые она прочитает, только в Шотландии. Торжественно опускаем письмо в ящик. И дальше в путь.

Впереди нас ждут Ватиканские музеи. Мы вновь пересекаем границу Ватикана и возвращаемся в Рим - идем итальянскими улочками к главному Музею Ватикана. 

Вокруг ужасно много «крикунов», которые предлагают все: от экскурсии до палочки для сэлфи - хит сезона. Причем, они четко вычисляют на каком языке все это предлагать.  (Примечание, чтобы потом не возвращаться.  Это происходит во всех туристических местах и напоминает сочинское – семечки, пахлава, ….. Причем, реагирование данного бизнеса поражает, при первых же каплях дождя, достаются дождевики и зонты.)
Мы проходим вдоль высокой стены, которая является границей страны, и подходим к входу. Выдают карту, и я понимаю, что это просто Эрмитаж по количеству залов и объему. Скажу сразу, все обойти просто невозможно. Как бы мы не любили ходить по музеям, но приходится чем-то жертвовать. Поэтому я, как всегда, доверила выбор осмотра своему главному гиду, и мы пошли в Искусство.  
Перед всей красотой, мы очутились в прекрасном дворике Сосны. Ты вроде бы  оказываешься в каком-то замке – древняя архитектура, красивые скульптуры, но тут же посередине стоит современная скульптура «Земной шар», кричат чайки, и ты понимашь, что ты в каком-то стыке времен.  Мы расслабленно сидим на лавочке, греемся на солнышке. 

Мы проходим Григорианский Египетский музей, далее - музей Пио-Клементино с двором Бельведер. И я останавливаюсь в шоке – я понимаю, что вижу того самого Аполлона Бельведерского, о котором я слышала из уст моей мамы.  Для нее это был эталон мужской красоты. Внимательно и пристально рассмотрев Аполлона, я соглашаюсь с ней. Для меня он был виртуальным, а сейчас стал реальным эталоном (жаль, что не смогли рассмотреть заднюю часть Аполлона, но я думаю, что и там все так же красиво). 

Описание всех остальных произведений искусств бессмысленно, это надо просто видеть, как и ту красоту, что ждала нас в зале Муз, Галерее старинных географических карт, в Станцах Рафаэля и в Ватиканской  пинакотеке.

Но самое главное впереди, это Сикстинская капелла. Туристы стоят часами, чтобы попасть туда. Нам опять повезло. Мы зашли сразу же. Огромный Зал полон народу, тихий гул, по бокам расположены скамьи, на которых сидят и смотрят на то, ради чего все сюда идут. Детали фресок конечно не рассмотреть, но общее впечатление потрясающее. Мы сидим обсуждаем, пытаемся  все понять, (к сожалению, не прочитали заранее про художников и не могли понять, почему так чувствуется кисть Боттичелли (как потом мы узнали, мы были правы, он исполнил несколько фресок), короче, умничали. Выходя из зала, пытались поймать дух конклавов, и представить, как все тут происходит.
Проходим по коридорам святых мест и выходим во внутренний наружный двор.  Погуляв, обнаруживаем Музей транспорта Пап. Крутые и богатые кареты, машины пап впечатляют.

По спиральной богатой лестнице выходим из музея. Ватикан взят. 

Скажу, сразу, что впечатления не просто оправдали, а превзошли все мои ожидания. Я просто представляла совершенно все по-другому. Сейчас описывая все, я еще раз переживаю то, что я видела, и у меня появляется желание еще раз попасть туда - всмотреться, вжиться в детали этой маленькой, но особенной страны.  


Мой летний ватикан здесь.

Продолжение: Замок Святого Ангела

Комментариев нет:

Отправить комментарий