понедельник, 8 мая 2017 г.

Гостевой блог: Угорщина (Венгрия)

Я опять в отпуске, и опять мы едем в Европу. Даже не успела подготовиться толком к поездке. Как-то все быстро делалось - документы на визу, билеты. Но может в этом и есть своеобразное удовольствие, с корабля на бал, что называется.
Почему Будапешт? Это надо спрашивать у Ксении, но в любом случае, огромное ей спасибо за познание новой страны и новые впечатления!!!
В 5 утра я вылетела из Перми, а в 11 часов мы уже шли по улицам столицы Венгрии.
Как всегда, в первый день мы просто пошли гулять по городу. Я узнала, что Будапешт образовался в 1873 году в результате слияния двух венгерских городов Буда и Пешт, разделяемых красивым Дунаем.

Мы прошли по красивой набережной с оригинальными скульптурами, полюбовались мостами и зданиями. Ночная фотосессия и бокал венгерского вина – логичный итог первого дня!

Достопримечательности
Будайская крепость - самое большое здание на берегу Дуная. Это первое, что мы решили посетить.

Подойдя к фуникулеру, который поднимает туристов и жителей города наверх, мы обнаружили, что он не работает из-за обледенелости, но для нас это не страшно: «Идти в гору? Пожалуйста!»

Поднявшись, мы прогулялись по крепости, осмотрев всё снаружи и полюбовавшись архитектурой. Если коротко, это Первая королевская резиденция, которая была построена в XIII веке. Во время Великой Турецкой войны она была полностью разрушена, потом снова построена, потом снова разрушена. После заключения Австро-венгерского соглашения в 1867 году император Франц Иосиф I был коронован в замке как король Венгрии. И только в XIX веке венгерское правительство приняло решение о строительстве нового здания Королевского дворца, которое после официального открытия в 1912 году было признано самым выдающимся венгерским зданием, олицетворяющим наступление нового века. Сейчас в замке находятся Венгерская национальная галерея, Музей истории Будапешта и Национальная библиотека, но туда мы, к сожалению, не попали т.к. внутренние помещения были закрыты в тот день.

После этого мы уже полузамерзшие пошли в Рыбацкий бастион. По пути мы совершенно случайно в маленьком переулке увидели Музей Гарри Гудини. Как не зайти в такой музей от любопытства: «Почему он тут?» - и погреться заодно. Девушка-экскурсовод закрыла входную дверь, и мы оказались в мире иллюзий и таинств. Чтобы войти в музей надо отгадать шифр, и мы вошли в потайную дверь через шкаф. Оказалось, что именно в Будапеште родился будущий иллюзионист. Мы узнали краткую биографию и увидели книги и реквизит Гудини (наручники, смирительные рубашки и пр.). В завершении экскурсии нас завели в зал, где импозантный фокусник начал обдуривать нас прямо на наших глазах. Фокусы были вроде самые элементарные, но когда реально это происходит на твоих глазах, и ты не понимаешь, как ты держишь колоду карт в руках, а она на твоих глазах меняется. Согревшись и всё ещё находясь шоковом состоянии, мы пошли дальше. Нам уже было не так холодно, мы обсуждали фокусы и секреты мастерства.

Так незаметно, проходя мимо улицы Анны, мы добрались до Рыбацкого бастиона. Огромная площадь, окружённая галереями с башнями, откуда открывается великолепный вид на Дунай и Пешт. Ранее на месте Рыбацкого бастиона находилась площадь, окружённая крепостной стеной, где шла торговля рыбой. В Средние века будайские рыбаки защищали этот участок крепостной стены в случае военной угрозы, и Рыбацкий бастион стал памятником храброй гильдии рыбаков.
В центре площади стоит церковь Матьяша и памятник святому Иштвану. Конечно, увидев колокольню, мы решили её покорить.
Нам попался очень (даже слишком) разговорчивый мужчина, который, узнав о том, что мы из России, начал нам рассказывать об истории нашей же страны, причём все это было на английском языке (я понимала из его разговора на удивление всё). Под его версию развития нашей страны мы поднялись на самую верхушку колокольни (высота около 50 метров), где смогли увидеть весь Будапешт. Фотосессия наверху была проведена, как и положено.

Красные носы и холод уже не мешали нашему настроению. Об истории колокольни мы узнали не многое, и уйти от нашего экскурсовода нам стоило больших стараний. Единственный сюрприз из того, что он рассказал: в Сербии в городе Субботино есть улица «Рудич». Мы скоренько от него сбежали в сам собор.
Католический собор в готическом стиле построен во второй половине XIV в. Крыша покрыта красивой разноцветной черепицей. Внутреннее убранство совершенно не готическое, а очень оригинальное – цветная роспись и витражи. Как мы потом уже узнали, что весь интерьер был сделан уже в XIX веке. В соборе стоит орган, имеется балкон, на котором раньше во время службы располагались члены королевской семьи. В музее церковной истории выставлена церковная утварь, старинные облачения для богослужений, копии королевской короны, скипетра и державы.

После собора мы прогулялись по галереям с башнями, полюбовались Дунаем. По нему плыли льдины, было непонятно почему очень холодно, а на реке весенний ледоход……
На этом посещение замков Буды закончилось. На фуникулере мы спустились на набережную. Он не особо впечатлил по сравнению с таким же в Комо (Италия).
Мы шли по набережной, любовались окрестностями, заходили по дороге в скверы, фотографировались. Наслаждались культурой и друг другом, обсуждая, как всегда, мировые и личные проблемы.

На пути попался прелестный магазинчик, нас привлекла стопка книг перед входом. Зайдя, мы обнаружили очень миленькую канцелярскую лавку. При входе стояла печатная машинка, за которую тут же села Ксения и напечатала письмо, наверное, в будущее. Я ходила, рассматривала всякие прелестные и милые штучки. У продавщицы мы поинтересовались, как добраться до большой скульптуры, стоящей на самой горе. На что она сказала, что это очень далеко, дорога займет больше часа. Нас это подстегнуло к покорению вершины прямо сейчас же, хотя уже вечерело.

Оказалось, это гора-холм Геллерт. Дорога и прям была не лёгкая – узкая, скользкая. Но мы шли и шли, меня радовало, что я не зря занимаюсь фитнесом – дыхалка и ноги работали отлично. Мы быстро дошли до памятника Святому Геллерту, в честь которого назван холм. Он поднял крест, благословляя Будапешт и всю страну. Святой Геллерт считается одним из покровителей Венгрии.
Поднявшись ещё выше, мы вышли к Статуе Свободы. Появилась она на вершине горы Геллерт в 1947 году. В центре 14-метровая бронзовая статуя, поднимающая над головой пальмовый лист. Столь высокой её делает 26-метровой пьедестал. Рядом с главной статуей установлены еще две скульптуры. После падения социалистического режима в Венгрии назначение памятника на вершине горы Геллерт изменили. Если первоначально говорилось, что мемориал появился в качестве благодарности венгров солдатам советской армии, то сейчас он посвящен всем тем, кто погиб за независимость и процветание Венгрии. Это одна из обзорных площадок с которой открывается главные достопримечательности Пешта и мосты Будапешта. Фотосессия с красными носами)))

Дальше мы прогулялись вокруг Цитадели. После Венгерского восстания 1849-1850 годов австрийцы решили возвести в Будапеште крепость, которая в случае очередного восстания должна стать оплотом австрийцев. В качестве места размещения твердыни была выбрана вершина горы Геллерт, с которой можно было обстреливать и Буду, и Пешт. Так здесь появилась Цитадель. Крепость возвели за четыре года, и сразу же после завершения строительства её занял австрийский гарнизон. Правда, своё первоначальное назначение цитадель выполняла всего лишь 17 лет. В 1867 году после установления дуалистической монархии и образования Австро-Венгрии необходимость в ней фактически отпала. Радостные жители Буды и Пешта после оставления крепости австрийским гарнизоном едва не разрушили её, сейчас это просто памятник, который сохранил следы истории. На её территории мирно гуляют собачки и туристы.

Окончательно промерзнув на ветру, мы стали спускаться вниз, это было очень опасно, т.к. уже было темно и скользко. Мы старались найти более лёгкий путь и поэтому многое не успели увидеть, но это, как говориться, на будущее. Будет повод возвратиться)))
Спустившись, мы оказались у знаменитых купальней «Геллерт», как мы потом узнали, они были построены в 1912-1918 гг. в стиле Сецессион. Купальни включают бассейны с горячей минеральной водой и сауны. Мы походили по зданию, ознакомились с требованиями. И я почему-то вспомнила Эраста Фандорина с его знаменитой встречей в Сандуновских банях. Как то навеяло…….. обстановка и настроение.
Пройдя по Мосту Свободы (Мост был построен в 1896 г. по проекту Яноша Фекетехази. Мост был открыт в присутствии императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа и назван его именем), мы подошли к Центральному рынку. Хорошо, что он был уже почти закрыт, потому что у некоторых поперли хохлятские гены и слюни потекли, уже прямо на улице. Но мы обещали вернуться и, прогуливаясь по центральным улицам, мы завершали свой день.

На следующий день нас ждал Парламент. По пути к нему мы посетили Базилику Святого Иштвана. Красивая площадь святого Иштвана и красивый собор.

Базилика Святого Иштвана названа в честь первого короля Венгрии Иштвана. Строительство самого крупнейшего храма Венгрии началось в 1851 году и продолжалось более 54 лет. Набравшись святости, мы пошли в центр политики.
Да, наверно политика, такая большая и весомая вещь, которая должна иметь красоту и защиту. Подходя к Парламенту – резиденции Венгерских правителей, понимаешь это. Величественное здание Парламента видно со всех обзорных площадок Будапешта, оно находится на набережной красивейшей реки Дунай, прилегающие улицы и парки просто блестят. Короче, при подходе к нему немножко будоражит.

Мы проходим памятник очередному великому, главный вход Парламента, с красивыми львами «Львиные ворота», красивый сквер и заходим в туристический центр. Экскурсии в Парламент проходят только группами, причем по национальному принципу: англичане, русские, евреи и т.д. и соответственно на этом же языке в определенное время. У нас ещё есть несколько минут, и мы их проводим за фотосессией у самого красивого здания Будапешта.
В назначенный час симпатичный молодой человек с шуточками и прибауточками привествует нас и рассказывает правила экскурсии: Не трогать, не отходить, не дышать, короче должны понять куда пришли и как себя вести. С нами идет охранник – он будет нас охранять или охранять Парламент от нас)))
Никогда бы не подумала, что этому зданию всего чуть-чуть больше 100 лет. Через семь лет после объединения Буды, Пешта и Обуды, в 1880 г. Государственное собрание приняло решение построить здание парламента, чтобы подчеркнуть суверенное право венгерской нации. В 1885 г. началось строительство и было завершено лишь в 1906 г. Следует отметить, что к моменту завершения строительства архитектор проекта ослеп. На строительстве работали тысячи людей, было использовано 40 млн кирпичей и 40 кг золота. Подобно зданию британского парламента, стиль здания – неоготический. Здание парламента – самое большое в Венгрии; в нём 691 помещение, 29 лестниц и 10 двориков. Высота здания составляет 96 м. Количество башен 365, соответствует количеству дней в году. Главный фасад обращён к Дунаю. Фасад украшают статуи правителей Венгрии и Трансильвании. Интерьеры пышно декорированы на средневековый манер с использованием мозаичных панно, витражей и позолоты. В годы социализма шпиль здания был увенчан красной звездой, подобно башням Московского Кремля.
В купольном зале парламента, украшенном 16 статуями королей и правителей Венгрии, с 1 января 2000 года (1100-летие государственности Венгрии) хранится корона святого Стефана вместе со скипетром, державой и мечом. Первые двадцать минут каждого часа у коронационных регалий стоит почётный караул в исторической униформе.
В Парламенте фотографировать можно везде, кроме алмазного зала, где стоит караул и хранятся реликвии. Причём, наш экскурсовод совершенно спокойно общался с караулом.
Экскурсия была закончена в интерактивном музее Парламента. В середине стоит огромный макет здания в разрезе, а на стендах рассказывается о строительстве и функционировании здания. Всё интересно и привлекательно.

Парламент завоёван, вернее, он завоевал наши сердца своей величественностью и красотой. Под впечатлением мы идем постигать Будапешт дальше.
На городском трамвае мы доезжаем до рынка. Центральный рынок - главный, самый старый и самый большой крытый рынок Будапешта, построен в 1897 году. Ряды висящих колбас, горы фруктов, пакеты перцев – это надо видеть и нюхать. А лучше пробовать и складывать в сумку. Чем мы и занялись.
Недалеко от рынка находится Венгерский национальный музей — один из главных музеев Будапешта, посвящённый истории и искусству Венгрии. Выставки музея охватывают историю Венгрии с момента основания государства почти до наших времен. Мы увидели древние археологические находки римского периода, предметы средневекового быта, ювелирные изделия (причём, я еще раз поняла, что современные ювелиры черпают идеи из древних находок). Все очень доступно и красиво. Очень многое можно трогать и действовать с этим. Например, мы занюхали мешочки с травами, определяя, где какая находится. В музее народа не очень много, но и старушек-смотрительниц тоже почти не видно. То ли всё охраняется так хорошо, то ли люди культурные???? Очень нам понравилась мебель средневековья – дерево, узоры, а главное – запах. А вообще музей красивый и интересный. Единственный музей посещен, галочка поставлена))))

Погода в городе была ужасная, и потому на следующий день мы решили уехать за город. Заранее вечером я провела рейтинг всех пригородных мест, и был выбран город Вишеград в 50 км от Будапешта. На фотографиях меня впечатлили красивые места на берегу Дуная и самое привлекательное Замок, где по легенде был заключён Влад Цепеш - граф Дракула.
Сам Вишеград в XIV веке был столицей Венгрии. В XIII веке была построена Вишеградская крепость. Несколько лет в 1335 и 1339 годах там состоялись съезды монархов Восточной Европы. В это время близ Вишеградской крепости начались работы над королевским дворцом. После перенесения столицы в Буду в XIV-XVI веках Вишеградский дворец служил летней резиденцией венгерских королей. В XVIII веке Вишеградская крепость и дворец были разрушены войсками Габсбургов в ходе войны за Венгрию.
Маршрут определен и мы отправляемся в дорогу на автобусе.
Выходим на остановке. Видим – снег и пустота. Церковь, набережная, улицы, горы и никого. Такое впечатление, что мы попали в город-призрак. Где-то в тумане на горе мы вроде видим замок. Надо идти искать дорогу. Заходим в магазин, никто не знает английского языка, на обрывке рисуем замок и что-то похожее на Дракулу, никто ничего не знает. Находим ресторан, официант говорит по-английски. Объясняет, что замок на горе, идти далеко, но можно заказать такси за 500 форинтов. Не на тех нарвался, мадьяр. Решено туда идем пешком, обратно если что вызовем такси.
Подъем начался, впереди больше 5 км. Мы продвигались по узким улочкам городка Вишеград. Дома – европейские: небольшие с внутренними двориками. Поднимаясь мы выходим на улочку, по которой явно давно никто не ходил. Еле-еле пробираемся в сугробах, за забором бегают милые собачки. Наслаждаемся красотой, воздухом, тишиной, одиночеством. Подъём занимает немало времени, идти очень тяжело, но дух приключений всё пересиливает. Доходим до автострады, иди становится легче. Природа всё красивее и красивее - белая дорога, белые деревья. И вот за поворотом он – замок. Разочарование нас охватывает, когда мы понимаем, что всё закрыто. Мы расстроены. Но ничего не проходит даром. Если бы мы не пошли, мы бы не увидели такой красоты и не успели бы столько наговорится и пообщаться. Обратная дорога была просто улетная, вниз мы не спускались, а просто летели. Конечно, успев сфотографировать все красоты маленького горного городка Вишеград.

Следующий день был последним моим днём в Будапеште, а потому был насыщенным и очень впечатляющим. Мы шли по одной из главных улиц столицы и очередной раз любовались домами, людьми и всем тем, что мы видели. Нас очень удивляло большое скопление полиции, они просто были на каждом квадратном метре (мы тогда еще не знали, что оказывается в Будапешт прибыл наш президент). Мы дошли до очередной достопримечательности – Площади героев.
Центральную часть площади занимает Мемориал 1000-летия обретения родины со статуями руководителей Венгрии начиная с IX века и др. значительных деятелей венгерской истории. Центральная колонна, увенчана изображением архангела Гавриила. В центре расположена скульптура предводителя венгерских племён — Арпада.
Обойдя площадь, мы увидели красивый городской парк, и вдали красовался обалденный Замок Вайдахуняд. Мы прямо побежали на встречу к такой красоте. Перед замком, как и положено ров. Фотосессию мы начали прямо тут. Все здания выглядели как из сказки, территория только для фильмов или фотосессий. Мы скинули нашу верхнюю одежду и, бегая по территории, наслаждались фотосессией. Я думала, замку сотни веков, а как потом оказалось всего около 100 лет. Интересно и необычно.

Пройдя по городскому парку, мы очутились в зоопарке. Зайдя, мы поняли, что это один из городских зоопарков, который расположен прямо в центре города: небольшой, очень компактный, почти как в Берлине или в Москве. Но в дальнейшем мы отказались от этой мысли и были просто потрясены зоопарком. Пока в нашем рейтинге он занимает 1 место. Сейчас объясню и расскажу, что нас потрясло. Вольеры очень доступны для просмотра: животные близко, и рассматривать их просто удовольствие. Мы посмотрели взвешивание коалы, сделав более 100 снимков, кормление выдр. Заходя в зимние павильоны, мы удивлялись, что двери не одни, а несколько и обязательно с шторками из цепей. Оказалось, что просто в этих павильонах бегают и летают животные. Понятно, когда летают птички, но когда из зарослей на тебя просто ползет игуана, это как-то уже напрягает. А в обезьяннике, просто бегают лемуры. Где-то вы такое видели??? Но адреналин у нас выработался в павильоне с летучими мышами. Они просто летаю над тобой в полутёмном помещении – это такая жуть! Под ногами бегают какие-то тушканчики. Мы не могли выйти из этого помещения, то ли от страха, то ли от желания ещё больше побояться. Причем, ни в одном помещении мы толком не увидели обслуживающего персонала. Всё на полном доверии. Поразительно!!!! Эти все предложения и впечатления, наверное, можно было писать одними междометиями. Зоопарк закрывался, мы понимали, что хотели бы вернуться в этот прекрасный парк.

Дальше наш путь был в купальни Сеченьи. Сначала немного расскажу, что это такое, а потом наши восторги.
Купальня Сеченьи - самый большой банный комплекс Будапешта и Европы. Её строительство начато в 1909 году. Снабжение термальной водой с температурой 74 С и 77 С купальни обеспечивается скважиной Святого Иштвана, которую сдали в эксплуатацию в 1938 году, а холодной водой - шестью меньшими скважинами. Комплекс располагает тремя внешними и пятнадцатью внутренними бассейнами. Снаружи и внутри это напоминает какой-то восточный замок. Обслуживание в купальнях рассчитаны на разные слои общества, в зависимости от финансов- раздевалки для всех или ты можешь снять отдельный номер, хотя потом все оказываются в одном бассейне. В полуголом виде ты бежишь до открытого бассейна, холод пронизывает даже косточки, и ты со всего размаху падаешь в горячую воду. Тебя окутывает тепло и наслаждение, наверху остается только голова. Вода голубая, от неё поднимается пар (перепад около 30 градусов). Все плавают, сидят и разговаривают. Ты понимаешь, что выйти в холод, который вокруг тебя, ты уже никогда не сможешь. Делаем перебежку во внутренние бассейны. Там есть сауна, бассейны с разной температурой. Люди разного возраста приходят сюда пообщаться, позаниматься водной аэробикой и просто насладиться водой.

Вдоволь накупавшись, мы одеваемся и идём ужинать.

Наша еда
Отдельно расскажу, о том, как мы питались.
В гостинице у нас был завтрак. Шведский стол был довольно разнообразными по сравнению с немецкими традиционными завтраками. К счастью были горячие блюда, омлет, сосиски, сардельки, макароны. Много холодных салатов, свежих овощей. Видимо, благодаря этому мы наедались фактически на целый день. Взяв по привычке с собой в первый день пару бутербродов, мы так их и не съели. Поэтому в дальнейшем мы больше со шведского стола ничего не брали, а просто наедались от пуза)))).
В первый день в стране мы традиционно ходим в национальный ресторан. На счастье нам удалось попасть (совершенно случайно, как оказалось, столики там под заказ) в очень приятный национальный ресторанчик «Hungarikum Bisztro». Национальный колорит был во всём – интерьере, еде и даже живой музыке. На цимбале играл приятный старенький еврей. Он так виртуозно управлял двумя деревянными палочками, которые просто порхали по струнам, что ты сразу же понимаешь, что ты находишься в стране гор, вина и перца))) Традиционный суп, гуляш и красное вино согрели, расслабили и дали заряд на освоение новой страны.

Дальнейшие бары-кафе были очень креативны, оригинальны и очень демократичные по ценам.
Первый «Bors GasztroBár» в стиле Звездных войн (везде герои в разных видах, меню с соответствующими названиями) с оригинальными блюдами. Их совсем не много – суп и багет с начинкой. Скажете и где выбор? Но вы даже представить не можете, какие сюрпризы вас ждут: суп - горячий и холодный, сладкий и острый; багет с начинкой – курица и лук с малиной, мясо с сыром и абрикосом. Где вы такое попробуете? Но вершина всего этого кулинарного изыска – яблочный суп!!! Описать его вкус у меня точно не получиться, это надо просто есть!!! Самое удивительное, что в этом баре работают те самые парни-профессионалы, звезды телешоу, которые это все создали. У них есть своя страница в Фейсбуке, где вы можете подробнее всё узнать и увидеть.
Во втором баре, главное – это не еда, а помещение, где расположен бар. Представьте себе двухэтажное полуразрушенное здание с кучей комнат, которое ремонтировалось последний раз лет сто назад – разорванные обои, граффити, обшарпанные двери, ржавые трубы. К этому развалу прицеплено и стоит, все то что можно выбросить на свалку – ванна в которой можно сидеть, подвешенное рваное кресло, аквариум с рыбой из бутылок. Мебель разномастная и разных эпох. Короче, всё очень-очень креативно. Я сразу же с экономической точки зрения взглянула на это – дизайн, ремонт просто встает в 00 рублей. Провёл коммуникации, а они даже не видны на фоне разрухи. Соответственно тут и такая же публика – неформалы, молодежь с кальяном и просто туристы. Еда и выпивка вполне демократичная и соответствует посетителям.
В мой последний день мы пошли в крутой ресторан «Замок Сов» (фото нет, так как неудобно как-то фотографировать в таких крутых местах). Ну это крутизна, как показывают в кино. Встречает управляющий, сразу вокруг тебя все бегают, сам управляющий даёт меню, предлагает аперитив. Стол сервирован просто по последнему слову: белые скатерти и красивая посуда. Мы выбираем традиционно венгерское кушанье – куриный пашут с тертым тестом под сметаной. Пока ждем, наслаждаемся интерьером и суетой персонала. Вышколенные мальчики степенно ходят в белых фартуках, музыкант, угадывая национальность посетителей, играет на синтезаторе знаменитые мелодии, управляющий зорко бдит за происходящим. Нам приносят вино и презент от шеф-повара – крутон с паштетом. Далее следует пашут – красивый и вкусный. Мы пьем за отличную поездку, за то, что мы вместе и за все хорошее. Просто так не отпускают, предлагают десерт, выбираем штрудель. Он конечно, не венский, но по-своему вкусно. Наевшись и получив наслаждение, мы прощаемся с «Замков Сов» и Будапештом.